Метод Монтессори, разработанный итальянским педагогом Марией Монтессори более века назад, продолжает оставаться одним из самых популярных и эффективных подходов к раннему развитию детей. Но не устарел ли он в эпоху цифровых технологий? Давайте разберемся.
Выбор метода Монтессори родителями для своих детей предполагает выбор особой жизненной философии. Это не просто метод, не только оборудованная среда с уникальными дидактическими материалами. Это особое видение природы ребенка, которую открыла Мария Монтессори и указала нам новый путь.
Подготовленная среда и роль учителя
В специально подготовленной среде под руководством специально подготовленного учителя ребенок сталкивается с возможностью выбора деятельности, возможностью выбора партнёра. Его день проходит в трудах и строительстве самого себя. Монтессори говорит, что мы в нашем классе имеем дело с ребёнком, которого ещё нет, которым ему предстоит стать.
Развитие навыков
Для того чтобы выстроилась одна нейронная связь и перешла в разряд автоматизма, например, навык хождения, надевания носка, владения ложкой, пользование горшком или унитазом, ребёнку нужно много раз повторить это само действие. Понятно, что сначала у него не будет ничего получаться, потом его навыки будут не очень устойчивыми, и только после определенного количества повторов навык переходит в разряд автоматических.
Я обратила внимание на то, что после рождения у ребёнка есть очень хорошая способность хватать предметы. Но ребёнок не может отпустить предмет по своей воле. Предмет сам выпадает из его руки, хотя он очень старается его выпустить. И вот только через 9 месяцев постоянных тренировок мы видим счастливого малыша, выкидывающего предметы из своей кроватки или коляски.
Тоддлер-класс
Тоддлер-класс - это место для тренировки всего, что даёт ребёнку пропуск в человеческое общество. Здесь дети учатся:
- Как попросить другого о том, что необходимо
- Как сервировать стол
- Как предложить помощь
- Как вытереть стол или пол
- Как подмести или начистить до блеска обувь
Это ещё и замечательная практика, помогающая понять важные вещи о самом себе:
- Что мне нравится есть, а что нет
- Сколько я хочу и сколько мне на самом деле надо
- Когда уже пора идти в туалет
- Что мне приятно, а что нет, и как сказать об этом другим людям
- Как понять, что я злюсь или грущу
Современные исследования и критика
Многочисленные исследования подтверждают эффективность метода Монтессори в развитии самостоятельности, концентрации внимания и социальных навыков у детей. Однако критики отмечают, что метод может быть менее эффективен для детей, нуждающихся в более структурированной среде.
Заключение: Несмотря на то, что методу Монтессори уже более века, его основные принципы остаются актуальными и сегодня. Этот подход помогает детям развивать независимость, уверенность в себе и любовь к обучению, что крайне важно в современном быстро меняющемся мире.
Автор статьи
Лаптева Екатерина Николаевна,
Монтессори-педагог 3-6 лет,
директор частного детского сада «Гениальный малыш»
Телеграм https://t.me/montessorisad1